Киностудия «Ленфильм» в партнерстве с продюсерским центром Potential и при организационной поддержке Министерства культуры РФ запускают бесплатную сценарно-режиссерскую лабораторию «Ленфильм-дебют», в которой смогут принять участие начинающие кинематографисты со всей России. Прошедшие отбор дебютанты получат профессиональное содействие от ведущих представителей отечественной киноиндустрии в разработке своих сценариев и подготовке их к дальнейшему производству.
Участники будут работать над развитием собственных проектов под руководством опытных мастеров – креативного продюсера кинокомпании 1-2-3 Production Анны Гудковой и редактора Александры Васнецовой.
Кураторами дебютных проектов станут известные режиссеры и сценаристы – Борис Хлебников, Наталия Мещанинова, Бакур Бакурадзе, Александр Велединский, Любовь Мульменко, Анна Пармас, Андрей Прошкин и другие.
Цель лаборатории – помощь молодым сценаристам и режиссерам в разработке дебютных проектов и поддержка их на первых этапах творческой карьеры, открытие новых имен для российской киноиндустрии.
Программа лаборатории включит в себя три очных рабочих недели в Санкт-Петербурге, в течение которых пройдут лекции и практические занятия, индивидуальную онлайн-работу с кураторами между очными рабочими встречами и финальный питчинг проектов.
Федор Щербаков, генеральный директор киностудии «Ленфильм»:
Поддержка дебютного кино является одним из приоритетных направлений деятельности Ленфильма на сегодняшний день. Для киностудии действительно очень важно, что здесь начнет работу лаборатория, где будут разрабатываться полноценные, готовые к запуску дебюты. Мы готовы оказывать лаборатории самое активное содействие. В свою очередь, надеемся, что среди ее студентов окажутся именно те, с кем мы вместе будем создавать новую историю Ленфильма.
Наталья Дрозд, продюсер лаборатории «Ленфильм-дебют»:
Нам очень хочется, чтобы легендарная киностудия начала настоящее возрождение, а это невозможно без прилива молодой творческой энергии. Поэтому наша цель – это привлечение перспективных начинающих авторов, работа над их проектами под руководством опытных мастеров и кураторов, и, в конечном итоге, появление новых достойных фильмов.
Анна Гудкова, мастер лаборатории «Ленфильм-дебют»:
Работа с дебютантами представляется мне самым осмысленным фрагментом профессиональной работы редактора и креативного продюсера. Только находя новых людей, новые голоса, мы имеем возможность сохранять связь с актуальным контекстом и понимать, куда движется мир. Поэтому, мне кажется, что, если у компании нет дебютов, то она долго не проживет. А опций сценарного обучения на такую огромную страну, как наша, — по-прежнему не хватает. Если посчитать количество людей, которым хочется учиться кино и которые могли бы писать сценарии, то окажется, что подобных курсов ничтожно мало. Ленфильм — киностудия с гигантскими традициями, — просто обязана пускать к себе молодое поколение, обретая новое дыхание, и делясь тем невероятным культурным багажом, которым обладает. И только во взаимодействии людей с опытом и людей со свежим талантом рождается настоящее кино.
Наталья Мещанинова, сценарист, режиссер, куратор лаборатории «Ленфильм-дебют»:
Я знаю по себе, насколько важно в начале профессионального пути получить правильный творческий импульс, который вытолкнет тебя на нужную дорогу, чтобы заниматься кино. Надеюсь, что лаборатория послужит именно таким толчком для ребят, которые туда попадут, и впоследствии они действительно смогут занять свое место в индустрии. От участников я жду честные живые истории, которые настолько увлекают и волнуют автора, что не написать, не снять их он просто не может. А дальше мы постараемся вместе довести эти истории до сложившихся сценариев.
Андрей Прошкин, режиссер, куратор лаборатории «Ленфильм-дебют»:
Мне кажется, такая лаборатория – это очень хорошая возможность в доброжелательной атмосфере доработать первый сценарий, в котором бывает много энергии и свежести, при этом есть еще некоторая несбалансированность. Совместными усилиями попробуем вылечить «детские болезни» этих работ и завершить их. Что касается проектов – мне всегда самому интереснее и смотреть, и снимать фильмы, где есть характеры и человеческие истории. Я желаю участникам, с одной стороны, упорства в защите исходных импульсов тех проектов, с которыми они придут, и не потерять свое авторство. А с другой – хочется, чтобы они смогли понять свои профессиональные недостатки, недоработки и, таким образом, вышли на новый уровень. А еще я желаю им попасть в хорошую компанию интересных людей, что не менее важно и ценно для творчества.
Открытие приема заявок на участие запланировано на июнь.
___
НАТАЛЬЯ ДРОЗД – продюсер кинокомпании СТВ, основатель кинокомпании Forest Film. Продюсер 14 полнометражных фильмов, большая часть из которых сняты в копродукции со странами Европы и СНГ. Три проекта, которые Наталья реализовывала как основной продюсер, получили поддержку фонда Eurimages. Избранная фильмография: «Давай разведемся!» Анны Пармас (лучший дебют Кинотавра-2019), «Сердце мира» Натальи Мещаниновой (Гран-При Кинотавра-2018, премьера на кинофестивалях в Торонто и Сан-Себастьяне, более 20 международных фестивалей), «Аритмия» Бориса Хлебникова (гран-при Кинотавра-2017, приз за Лучшего актера на фестивале в Карловых Варах, более 30 международных фестивалей и наград), «Я не вернусь» Ильмара Раага (премьера на кинофестивале Трайбека-2014) и др.
В 2011 году окончила годовой продюсерский семинар EAVE, в 2012-2015 была одним из организаторов специальной обучающей программы для продюсеров B’EST в России, а в 2020 году – EAVE ON DEMAND in Russia. В 2013-2016 – организатор и исполнительный директор фонда поддержки развития кинопроектов P.O.V. В 2021 году является ментором в международной образовательной программе EWA. С 2021 года – продюсер образовательной лаборатории «Ленфильм-Дебют».
АННА ГУДКОВА – креативный продюсер, редактор, куратор фестивальных программ. Работала автором на телевидении и в ведущих изданиях о кино. С 2003 года – редактор и продюсер в кинокомпаниях «ПРОФИТ» Игоря Толстунова, «Среда» Александра Цекало, «Мармот» Валерия Тодоровского, и др. В качестве редактора и креативного продюсера выпустила более 40 сериалов и полнометражных фильмов, среди которых – «Притяжение», «Спитак», «Лето», «Все умрут, а я останусь», «Питер ФМ», «Коробка», «На острие» и др. С 2015 по 2017 – шеф-редактор кинокомпании «Арт Пикчерс». С 2017 – продюсер кинокомпании 1-2-3 Production и телеканала ТВ-3, где вышли придуманные и реализованные ею программы «Искусство кино», «Кинотеатр Арзамас», а также ряд сериалов, среди которых – недавний «Полет» Петра Тодоровского.
Программный директор и сооснователь образовательного центра «Культбюро», приглашенный преподаватель в ведущих российских киношколах (МШК, МНШК, ВКСиР, ВГИК, НИУ ВШЭ). Автор первого в России специализированного курса по международной копродукции.
Член жюри российских и международных кинофестивалей, тренер по питчингу в рамках российских и зарубежных образовательных программ. Основатель и куратор питчинга на кинофестивале «Кинотавр», первого питчинг web-проектов на кинофестивале «Движение» (2017) и др.
Автор первого российского учебника по питчингу и коммуникации «Питчинг. Как представить и продать свою идею» (2020).
АЛЕКСАНДРА ВАСНЕЦОВА – редактор, работала автором и редактором на телевидении. С 1997 года – редактор и продюсер кинокомпании «Ч.Б.К.фильм» («Ростов-папа» К. Серебренников, «Дневник убийцы» К. Серебренников, «Черчилль» И. Малкин, Н. Хомерики, А. Смирнова, Б. Хлебников, О. Бычкова, и др.). Была вторым режиссером на фильмах «Изображая жертву» К. Серебренникова, «Два дня» А. Смирновой, «Пока ночь не разлучит…» Б. Хлебникова. С 2011 по 2020 год – редактор студии Валерия Тодоровского «Мармот-фильм» («Оттепель» В. Тодоровский, «Географ глобус пропил» А. Велединский, «Большой» В. Тодоровский, «Частица вселенной» А. Званцова, «Ладога» А. Велединский, «Оптимисты 1, 2» А. Попогребский и др.). С 2013 – член сценарной группы «Фонда кино».
БОРИС ХЛЕБНИКОВ – режиссер, сценарист, продюсер. Окончил киноведческий факультет ВГИКа. В 2013 году вместе с Алексеем Попогребским снял дебютный фильм «Коктебель» (спецприз ММКФ, приз международного фестиваля в Карловых Варах). Режиссер фильмов «Свободное плавание» (приз за лучшую режиссуру на Кинотавре-2006), «Сумасшедшая помощь», «Пока ночь не разлучит», «Долгая счастливая жизнь», сериала ТНТ «Озабоченные, или Любовь зла». В 2017 году вышла драма «Аритмия» (Гран-при и приз зрительских симпатий на Кинотавре-2017; премия «Золотой Орел» — лучшая женская роль). В 2018 году выступил режиссером первого сезона сериала «Обычная женщина» (приз за лучшую женскую роль на французском смотре теле- и веб-сериалов Series Mania; номинирован на премию «Золотой орёл-2019» как лучший мини-сериал, актриса Анна Михалкова получила «Золотого орла» как лучшая актриса; призы в номинациях «Лучший мини-сериал» и «Лучшая актриса телевизионного фильма/сериала» (Анна Михалкова) премии Ассоциации продюсеров кино и телевидения), в 2019 – сериала «Шторм» (номинирован на премию «Золотой орёл-2019» как лучший мини-сериал, Анна Михалкова удостоена «Золотого орла» как лучшая актриса; победил в 5 номинациях премии Ассоциации продюсеров кино и телевидения; награжден на премии «Ника» специальным призом Совета Академии).
НАТАЛИЯ МЕЩАНИНОВА – сценарист, режиссер. Окончила Краснодарский государственный университет культуры и искусств (режиссура кино и ТВ), работала режиссером на телевидении. Затем училась в школе документального кино «Реальное время-2» на курсе Марины Разбежкиной и Николая Изволова. Снимала документальные фильмы, работала в режиссерской команде на сериалом Валерии Гай Германики «Школа». Сценарист фильмов «Еще один год» Оксаны Бычковой, «Аритмия» Бориса Хлебникова, «Война Анны» Алексея Федорченко, сериала «Шторм» Бориса Хлебникова, получивших многочисленные призы на российских и международных кинофестивалях. В 2014 году состоялся режиссерский дебют Наталии – фильм «Комбинат „Надежда“». В 2015 году как режиссер и сценарист сняла сериал «Красные браслеты», в 2018 – драму «Сердце мира» (Гран-при Кинотавра). В 2020 – режиссер второго сезона сериала «Обычная женщина».
БАКУР БАКУРАДЗЕ – сценарист, режиссер. Окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Марлена Хуциева). Являлся сценаристом документального сериала «Криминальная Россия». В 2008 году дебютировал в игровом кино с фильмом «Шультес» (Гран-при Кинотавра-2008, номинация на премию «Ника» в категории «Открытие года»). Затем снял фильмы «Охотник» (участник программы «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля-2011; премия за режиссуру, лучшая женская роль, приз Гильдии киноведов и кинокритиков на Кинотавре-2011), «Брат Дэян». Соавтор сценария к фильму Клима Шипенко «Салют-7», а также новой картине Клима Шипенко «Вызов» – первого в истории фильма, съемки которого пройдут на Международной космической станции.
АЛЕКСАНДР ВЕЛЕДИНСКИЙ – режиссер, кинодраматург. Соавтор сценариев к сериалам «Бригада» (ТЭФИ-2003 за лучший сериал), «Дальнобойщики», режиссер и сценарист фильмов «Живой» (Приз Жюри за лучший сценарий Кинотавра-2006), «Географ глобус пропил» (главный Приз жюри, приз за лучшую мужскую роль К.Хабенскому, приз за лучшую музыку, приз кинопрокатчиков на Кинотавре-2013; приз за лучший фильм на международных кинофестивалях в Котбусе и Варшаве; премия «Золотой Орел» — лучший режиссер, лучшая мужская роль, лучшая женская роль; Премия «Ника» — лучший фильм, лучший режиссер, лучшая мужская роль, лучшая женская роль, лучшая музыка; и др.), «В Кейптаунском порту» (приз жюри на кинофестивале «Окно в Европу»), режиссер сериала «Обитель», режиссер мини-сериала «Ладога».
АННА ПАРМАС – сценарист, режиссер. Создатель клипов группы «Ленинград» — «ВИП», «ЗОЖ», «Экспонат», «В Питере пить», «Экстаз». Соавтор сценариев к фильмам Авдотьи смирновой «Два дня», «Кококо», «История одного назначения». Режиссер сериала «Осторожно, модерн!», фильмов «Петербург. Только по любви» (новелла), «Давай разведемся!» (Лучший дебют и приз имени Григория Горина за лучший сценарий на Кинотавре-2019).
ЛЮБОВЬ МУЛЬМЕНКО – сценарист, драматург, журналист, редактор. Окончила филфак Пермского государственного университета и курсы арт-журналистики Pro Arte (театральная и кинокритика). В 2009 году дебютировала как драматург в Театре на Спасской и Театре.doc. Дебютный киносценарий к фильму Оксаны Бычковой «Еще один год» был удостоен в 2014 году премии «Слово». В том же году была номинирована на «Нику» за сценарий к драме Наталии Мещаниновой «Комбинат „Надежда“». Автор сценариев к фильмам Нигины Сайфуллаевой «Как меня зовут», «Верность» (номинация на премию «Белый слон») и сериалу «Детки», а также сериалу Наталии Мещаниновой и Сергея Сенцова «Красные браслеты», фильму Валерия Тодоровского «Гипноз».
АНДРЕЙ ПРОШКИН – режиссер, сценарист. Окончил факультет журналистики МГУ, затем Высшие курсы сценаристов и режиссеров (мастерская Марлена Хуциева). Являлся вторым режиссером на картинах «Американская дочь», «Яды или всемирная история отравлений», «Русский бунт». Работал режиссером на телевидении. Дебютировал в игровом кино с фильмом «Спартак и Калашников» (премия «Золотой орел-2003» за лучший режиссерский дебют). Режиссер фильмов «Игры мотыльков», «Солдатский декамерон», «Миннесота», «Орда» (премия «Золотой орел-2013» – лучший режиссер, лучший сценарий, лучшая операторская работа, лучшая работа художника-постановщика, лучшие костюмы; премия «Ника-2013» – лучшая мужская роль, лучшая женская роль, лучшая операторская работа, лучшие костюмы, лучший звук, лучшая музыка; призы за лучшую режиссуру и лучшую женскую роль на ММКФ-2012), «Орлеан» (приз за лучшую женскую роль на ММКФ-2015), сериалов «Переводчик», «Доктор Рихтер» и др.
___
«ЛЕНФИЛЬМ» – старейшая киностудия страны. Основана 5 марта 1914 года как Военно-кинематографический отдел Скобелевского комитета. За время существования на «Ленфильме» снято более 1500 картин.
Киностудия обеспечивает полный цикл услуг по кино- и телепроизводству. На территории около 4 гектаров в 10 корпусах (40 тыс. кв. м.) разместились 4 действующих павильона и цеха декоративно-технических сооружений, подготовки съемок, монтажа, съемочной техники, светотехники и звукотехники, грима, хранилище костюмов и реквизита.
Богатая коллекция (свыше 130 тыс. единиц хранения) оригинального исторического реквизита «Ленфильма» не уступает музейным собраниям. Для съемок киностудия может предоставить все — от столовых приборов до церковной утвари и предметов дворцового убранства. «Ленфильм» также обладает уникальной коллекцией холодного и огнестрельного оружия. Обширный гардероб исторического костюма позволяет одеть большое количество актеров в костюмы любой эпохи. Собрание игрового транспорта насчитывает 50 автомобилей.
ПРОДЮСЕРСКИЙ ЦЕНТР POTENTIAL существует в Санкт-Петербурге с 2014 года. Компания продюсирует кино и видеоконтент, а также организует коммуникацию между авторами и продюсерами: проводит питчинги, образовательные курсы и события, единственный в России рынок кинопроектов Potential Project Market. Миссия Potential – сделать киноиндустрию доступной для авторов и помочь им реализовать свой творческий потенциал.